Курс «Что скрыл художник»

Направление
Искусство
Формат
Видео в записи
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
6
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
Сразу после покупки
Последнее обновление 14.08.2022

О курсе

Все художники работают в одних и тех же жанрах. Пейзажисты изображают деревья, луга и реки, мастера натюрморта — фрукты и предметы интерьера. Но почему одни полотна мы считаем шедеврами, а другие затерялись в истории? И как понять, что скрывают самые известные в мире картины? Выясним это на курсе.

За 6 вебинаров разберём главные жанры мировой живописи. Увидим, какие послания художники-гении оставили в своих картинах. Научимся считывать символы и аллегории известных полотен.

Программа курса

  1. Питер Пауль Рубенс, Данте Габриэль Россетти, Сальвадор Дали
    Первый в истории европейской живописи жанр — религиозный. Без него невозможно представить появление и развитие других живописных жанров. К библейским сюжетам обращались художники самых разных эпох и стилей — от мастеров Возрождения до сюрреалистов. На вебинаре разберёмся, где, как и почему зародилась религиозная живопись. Узнаем:

    Кого считают первыми мастерами этого жанра
    Как Рубенс сочетал библейский сюжет и изображение обнаженной натуры
    Почему картина «Благовещение» английского художника Россетти вызвала общественный гнев
    Зачем во время работы над картиной о распятии Дали провёл в свой дом центральное отопление
  2. Тициан, Франсуа Буше, Франсиско Гойя
    После изучения религиозной живописи узнаем, как в искусстве отразились античные мифы. На протяжении истории художников интересовали не только христианские святые, но и языческие боги. Афина, Зевс, Афродита и Одиссей не раз становились героями полотен гениальных живописцев. На вебинаре выясним, почему мифологические сюжеты актуальны во все времена, и узнаем:

    Как мифы сочетают в себе простоту и скрытые смыслы, традиционность и провокативность
    Почему Франсуа Буше превратил античных богов и нимф во француженок ХVIII века
    Какие символы и аллегории скрыл итальянский художник Тициан в картине «Венера Урбинская»
    Почему фигура бога Сатурна на полотне испанского художника Гойи не поместилась в пространстве картины
  3. Караваджо, Жак Луи Давид, Жан-Леон Жером
    Порой бывает непросто провести границу между мифом и реальной историей. Особенно, когда речь идёт о «преданьях старины глубокой». В основе исторической живописи лежит стремление рассказать о важнейших событиях, но можно ли сделать это объективно? Разберёмся в этом на вебинаре. А также узнаем:

    Как художники влияют на наше восприятие исторических событий
    Почему две картины с идентичным историческим сюжетом может ждать совершенно разная судьба
    Как понять, на чьей стороне был Гойя, изобразивший расстрел повстанцев
    Почему неоклассицист Жак Луи Давид при написании портретов в XIX веке подражал художнику XVI века Караваджо
    Зачем французский художник-академист Жан-Леон Жером убрал пирамиды с картины «Бонапарт перед сфинксом»
  4. Жорж де Латур, Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес
    В истории искусства портрет почти всегда пользовался популярностью, а вот бытовой жанр с его сценами повседневности стал актуальным только в Новое время. Несмотря на разную историю развития, эти жанры объединяет их неоднозначность. Через портрет художник имел возможность возвысить человека или наоборот унизить его, а бытовые сюжеты могли порицать общественные пороки или стать милым украшением интерьера. На вебинаре проследим историю развития двух жанров и узнаем:

    Как испанский художник Веласкес поразил Папу Римского, написав его портрет
    Почему бытовые сюжеты долгое время не были востребованы
    Какие символы спрятал фламандский художник Рубенс в картине, на которой изображена его семья
    Что можно узнать о французском обществе XVII века из картины Жоржа де Латура «Шулер с бубновым тузом»
  5. Эль Греко, Каспар Давид Фридрих, Эжен Делакруа
    Несмотря на то, что элементы пейзажа можно найти ещё в наскальной живописи, этот жанр долгие столетия не был востребован. Только с XVI века ситуация стала постепенно меняться, и изображение природы начало играть большую роль в живописи. На вебинаре мы выясним, почему образы природы на картинах долгое время были лишь фоном. Узнаем:

    Как изобретение тюбика для краски открыло новую главу в истории пейзажа
    Как художник-романтик Каспар Давид Фридрих соединил в картинах религиозную живопись и пейзаж
    Почему картина «Вид Толедо» стала исключением из правил для испанского художника Эль Греко
    Какие эмоции и образы передавали художники, изображая животных
  6. Питер Артсен, Караваджо, Пабло Пикассо
    Несмотря на кажущуюся простоту, одним из самых загадочных жанров можно назвать натюрморт. Мы уже не раз говорили о знаках и символах, которые позволяли художникам наполнять свои картины скрытыми смыслами. Натюрморт — это жанр, который большую часть своей истории строился почти исключительно на символах. На вебинаре выясним, как и когда натюрморт стал отдельным жанром. Узнаем:

    Почему именно натюрморт можно назвать одним из самых сложных по символике жанров
    Как итальянский художник Караваджо соединил библейский сюжет и натюрморт
    Что такое «перевёрнутый натюрморт» и как нидерландский живописец Питер Артсен использовал его в картине «Мясная лавка»
    Почему натюрморт был страстью испанца Пабло Пикассо

Преподаватели

Наталья Вострикова
Преподаватель истории искусства Института славянской культуры МГУДТ и Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).