Курс «Гид по русскому искусству»

Направление
Искусство
Формат
Видео в записи
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
8
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
Сразу после покупки
Последнее обновление 10.08.2022

О курсе

О русском искусстве много спорят. Оно самобытно или полно заимствований? Русская живопись ближе к Востоку или к Западу? В конце концов, почему «Чёрный квадрат» Малевича — шедевр? За 8 занятий ответим на эти вопросы и проследим, как развивалась русская живопись на протяжении последней тысячи лет.

А ещё мы узнаем:
Почему Андрей Рублёв и Феофан Грек стали самыми известными русскими иконописцами и как понимать язык икон
Как в России появилась светская живопись и почему главный жанр XVIII века — портрет
Почему передвижники считались бунтарями, а позже превратились в классиков отечественного искусства
Чему Серов и Коровин научились у французских импрессионистов
Почему Малевич мог бы удивиться, если бы узнал, что он авангардист

Программа курса

  1. Древнерусская икона
    Кажется, что все русские иконы похожи друг на друга и веками писались в одной и той же манере. Из-за этого иконы часто считают скучными, а залы с ними обходят за минуту. На вебинаре поймём, как развивалось русская живопись и научимся читать язык икон. Узнаем:
    Когда на Руси появилось изобразительное искусство;
    Какие образы и техники древнерусские мастера заимствовали у византийских, а какие зародились на русской земле;
    Чем различаются региональные иконописные школы;
    Почему Феофана Грека и Андрея Рублёва выделяют среди прочих иконописцев.
  2. Живопись XV — начала XVIII века
    Во времена Ивана Грозного светская живопись начала медленно вытеснять религиозную. На вебинаре выясним, чем эти виды искусства отличаются друг от друга и поймём, бывают ли изображения святых реалистичными.
    Узнаем:
    Чем работы иконописца Дионисия отличаются от шедевров Феофана Грека и Андрея Рублёва;
    Как в русской живописи появились портреты и почему их называли парсунами;
    Что такое мастерские московского Кремля и как Оружейная палата объединила лучших иконописцев и художников XVII века;
    Как Симон Ушаков в 22 года получил статус «царского жалованного иконописца», к которому другие мастера шли десятилетиями
  3. Кипренский, Рокотов и появление Академии Художеств
    XVIII столетие — эпоха изысканных манер, грандиозных дворцов и хрупкого фарфора. Она началась с реформатора Петра Великого и завершилась кратким правлением Павла I, а главным жанром этого времени стали портреты. На вебинаре выясним, как в России появилась светская живопись, и узнаем:
    Как выглядели первые русские портреты и кто стал первым русским портретистом;
    Какие истории скрываются за образами на полотнах Рокотова и Кипренского;
    Когда появилась первая художественная Академия и на какие стандарты ориентировались молодые художники;
    Кто из русских живописцев работал в технике Леонардо да Винчи;
    Какими были стандарты красоты XVIII века и какие требования заказчики предъявляли портретистам.
  4. Айвазовский, Брюллов, Тропинин
    После войны с Наполеоном в русском обществе начали набирать популярность либеральные настроения, которые отразились и в искусстве. Живопись стала эмоциональной и романтической. На вебинаре выясним, кто из художников стал первым русским романтиком, и узнаем:
    Почему лучших выпускников Академии отправляли в Италию;
    У кого из русских живописцев галерея Уффици запросила автопортрет для своей коллекции;
    Почему море на картинах Айвазовского заставляет нас переживать, радоваться и чувствовать спокойствие;
    Из-за чего умер Карл Брюллов;
    Что такое бытовой жанр и кто стал его родоначальником;
    Почему крестьянки с картин Тропинина похожи на воздушные пирожные.
  5. Саврасов, Репин, Суриков, Крамской
    В конце XIX века участники Товарищества передвижных художественных выставок взбунтовались против европейской классики и строгих правил Академии художеств. На вебинаре узнаем, как этот бунт изменил русское искусство, а также выясним:
    Как образовалось Товарищество и каким был его путь;
    Что думали о передвижниках современники, а что — европейские критики;
    Как изменился русский пейзаж благодаря Саврасову и почему картина «Грачи прилетели» стала классикой русского пейзажа;
    Что рассказывают о Некрасове, Салтыкове-Щедрине и Толстом портреты авторства Ивана Крамского;
    Как передвижники относились к импрессионистам и использовали ли они открытия французских художников.
  6. Серов, Врубель, «Голубая роза», «Мир искусства»
    Модерн стал первым по-настоящему международным стилем, и с его помощью русское искусство тоже превратилось в международное. На вебинаре разберёмся, как модернисты изменили наши представления о Санкт-Петербурге. Выясним, что особенного в русском модерне, и узнаем:
    Как связаны модерн и символизм;
    Какие художественные объединения появились в эпоху модернизма и чем «Голубая роза» отличается от «Мира искусства»;
    Как Врубель пришёл к образу Демона;
    Почему все француженки начала ХХ века мечтали о платье «а-ля Бакст»;
    Какие работы Серова относятся к стилистике модерна;
    Как модерн подготовил почву для авангардной революции в искусстве.
  7. Малевич, Гончарова, Ларионов, Татлин и объединения авангардистов
    Из русского искусства во всём мире больше всего ценят авангард — за его радикальность. На вебинаре научимся понимать язык геометрических фигур и экспрессивной абстракции, а также узнаем:
    Почему в начале ХХ века художники решили «бросить с парохода современности» классическое искусство;
    Когда появился термин «авангард» и почему Малевич не считал себя авангардистом;
    Что привнесли в искусство объединения «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи» и другие;
    Как Наталья Гончарова стала одной из самых дорогих художниц в мире;
    Почему русские художники перестали писать портреты и пейзажи и заменили их на круги и квадраты;
    Как используются «языки» авангарда в наши дни и чем вдохновляются современные архитекторы и дизайнеры.
  8. Кабаков, Кулик и советский андеграунд
    В эпоху правления Сталина авангард перестал соответствовать задачам, которые ставило перед искусством государство. Он не воспитывал правильного советского человека и не славил власть. Авангардисты ушли в подполье, а официальным искусством СССР стал соцреализм. На вебинаре выясним, как разрешённая живопись сосуществовала с андеграундом и как развивалось искусство от 30-x годов XX века до распада СССР.
    Узнаем:
    Как закончился авангард;
    Почему Александр Герасимов стал главным художником эпохи Сталина;
    Каким был советский андеграунд и как он вышел из подполья;
    Как «Бульдозерная выставка» изменила советское искусство;
    Что такое «тотальная инсталляция», которую изобрёл Илья Кабаков;
    Зачем художник Олег Кулик изображал из себя собаку и бросался на людей.

Преподаватели

Мария Мороз
Методист просветительских программ в Московском музее современного искусства. Работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма (сокуратор в...