Курс «История дизайна»

Направление
Дизайн для начинающих
Формат
Видео в записи
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
8
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
Сразу после покупки
Последнее обновление 17.08.2022

О курсе

Мы хотим чувствовать себя комфортно дома и на работе. Приятно сидеть на стуле с удобной спинкой и держать в руках кружку, которая не обжигает. Но как появились эти предметы и кто их создал?

На курсе научимся замечать красоту в простых вещах и посмотрим на мир предметов с разных ракурсов. Поймём, как дизайн формировал представления об уюте с конца XIX века до наших дней. Узнаем, почему IKEA стала главным магазином мебели в Европе и как соковыжималка может изменить мир дизайна.

Чему вы научитесь:
Как в конце XIX века художники-прерафаэлиты объединили дизайн и искусство;
Как в XX веке архитекторы помогали политикам распространять левые взгляды;
Что важнее в предметном дизайне: красота или удобство;
Как на дизайн влияют технологии и экологические проблемы;
Может ли мебель быть предметом искусства.

Программа курса

  1. К концу XIX века архитектура и дизайн оказались в кризисе. Мастера обращались к искусству прошлого, а рынок наводнили однотипные вещи с заводов. Ситуацию исправило Движение искусств и ремёсел во главе с прерафаэлитом Моррисом. Он возродил творческий подход к созданию предметов и стал относиться к дизайну как к синтезу искусств. Идеи Движения к началу XX века переросли в стиль модерн с его отказом от академических стандартов и любовью к природе.

    На вебинаре выясним, как модерн изменил дизайн в Европе и Российской империи. Узнаем, как архитектор Эктор Гимар сделал парижское метро одним из самых узнаваемых в мире. Выясним, почему европейские дизайнеры искали вдохновение в японском искусстве и как русскому архитектору Фёдору Шехтелю удавалось создавать интерьеры, не уступающие по красоте и качеству европейским.
  2. В первой половине XX века архитектура и дизайн часто оказывались на службе у политики. Например, с помощью модернистских построек людям прививали левые взгляды. А в 1980-е годы идея об архитекторе-создателе новой реальности воплотилась в новом стиле — деконструктивизме.

    На вебинаре разберём особенности модернизма и деконструктивизма. Выясним, как дизайнеры и архитекторы превратились в демиургов, которые меняют мышление людей, и зачем Владимир Маяковский и Александр Родченко делали рекламные плакаты. Узнаем, как с помощью домов-коммун советские власти воспитывали нового человека, и почему мебель — тоже архитектура. Поймём, почему архитектор Ле Корбюзье считал дома «машинами для жилья» и из-за чего в деконструктивистских интерьерах некомфортно находиться.
  3. В 1913 году Генри Форд запустил конвейерное производство и этим изменил мир дизайна. Дешёвая мебель быстро вытесняла изящные столы и стулья XIX века, но художники и архитекторы пытались соединить массовость с искусством. В Германии это делали художественные объединения Веркбунд и Баухаус, в СССР — ВХУТЕМАС. Их идеи позаимствовала компания IKEA, которая смогла привить хороший вкус в дизайне всей Европе.

    На вебинаре узнаем, как хорошие мебель, текстиль и украшения для дома стали доступны каждому. Разберёмся, почему скандинавский дизайн стал одним из самых популярных в мире и какую роль в этом сыграл архитектор Алвар Аалто.
  4. 1960-е — время сексуальной революции, постмодернизма, группы Beatles и полётов в космос. Всё это повлияло на дизайн. Интерьеры стали яркими, главным материалом провозгласили пластик, а мебель походила на космические корабли. Дизайнеры стали отрицать массовое производство и критиковать функциональную минималистичную мебель.

    На лекции разберёмся, как юмор проник в мир дизайна и во что вылились идеи дизайнеров 60-х годов через 20 лет. Узнаем, как архитектору Роберту Вентури удалось сделать ироничные стулья и кто создал первый стул из пластмассы. Увидим, может ли посуда быть постмодернистской. Выясним, что такое антидизайн и зачем итальянская группа «Алхимия» бросила вызов промышленному производству мебели.
  5. В XXI веке дизайн превратился в самостоятельный вид искусства. Теперь можно не думать о создании комфортной среды или о том, как заработать на массовых товарах — можно заниматься «дизайном ради дизайна». В современных интерьерах встречают и лаконичные конструкции в духе модернизма, и растительные орнаменты модерна.

    На лекции выясним, как дизайн стал независимым и пришёл к многообразию форм и стилей. Разберёмся, что такое «индустриальный шик», «хай-тек» и «техно». Выясним, почему архитектор Заха Хадид избегала прямых линий и как перформанс по сжиганию мебели принёс дизайнеру Маартену Баасу мировую известность. Узнаем, почему лаконичные интерьеры могут стоить парадоксально дорого и как мировые экологические проблемы повлияли на дизайн.
  6. Мастера рационального модерна, для которых инновационные строительные материалы стали источником новых форм, что приводит к рождению рационального модерна;
    Мастера «Мамонтовского кружка» в Абрамцево: неорусский стиль, традиции фольклора и архитектуры русского средневековья XII–XIV веков;
    Федор Шехтель: западноевропейская школама франко-бельгийского «ар–нуво», австрийского «Сецессиона» и других.
  7. Художественную агитацию: агитационную рекламу, плакаты, праздничное оформление городов;
    Абстрактное искусство в мире вещей: агитфарфор, прозодежду и набивные ткани с геометрическим рисунком;
    Художественные объединения нового типа: ВХУТЕМАС, ОСА, АСНОВА и другие.
  8. Какие художественные объединения сформировали советский дизайн 1960-х — 1980-х годов;
    Почему в эпоху Сталина не получилось массового дизайна;
    Как сказалось на дизайне падение железного занавеса и удалось ли мастерам сохранить свою идентичность в потоке западных влияний.

Преподаватели

Ксения Григорьева
Историк искусств, экскурсовод, лектор «Синхронизации»