Курс «Как понимать музыку»

Направление
Музыкальная грамотность
Формат
Вебинар
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
7
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
20.06.2002
Последнее обновление 17.05.2022

О курсе

Поп-музыку и классику принято считать параллельными вселенными. Но это не совсем так. Классические симфонии XIX века, зарубежный рок 70-х и российские поп-хиты 90-х построены по одним и тем же законам.

На курсе узнаем, как устроена музыка и почему одни мелодии заставляют нас смеяться и танцевать, а другие — грустить и плакать. На конкретных примерах увидим, как на человека влияют симфонии, оперы, авангардная, рок- и поп-музыка, и поймём, что нас так привлекает в любимых мелодиях.

Что узнаем:
Что объединяет творчество группы Radiohead и российского композитора Николая Римского-Корсакова;
Как смена тональности, аккордов и тембра вызывает у нас чувства радости и скорби;Какие законы действуют в разных стилях музыки и как они помогают лучше прочувствовать красоту мелодий;Как смена тональностей в песне группы Queen «The show must go on» заставляет нас плакать;
Как правильно слушать классическую музыку и как она помогает прокачивать память и воображение;
В какой момент и как классическая музыка перетекла в поп-музыку и куда сегодня делась вся классика;
Как сочиняют и строят популярные песни для радио;
Почему одновременно любить творчество Бетховена и Меладзе — это нормально.

Программа курса

  1. Организм человека подчиняется биоритмам и законам физики. По этой причине одни звуки кажутся нам приятными, а другие — жёсткими и тревожными. На вебинаре разберёмся, как этой особенностью физиологии пользуются композиторы. Узнаем: Почему некоторые аккорды кажутся нам приятными, а некоторые — нет; Как наше ощущение красоты в музыке связано с законами физики; Как передать в мелодии тревогу, скорбь, спокойствие, радость и удивление так, чтобы это почувствовали слушатели из любой точки земного шара; Почему под одни песни мы танцуем энергично, а под другие — более расслабленно; Что такое мажор, минор, синкопа и обертонический звукоряд и как эти термины помогают понимать музыку.
  2. До XX века форма произведения была и его содержанием. Именно по этой причине симфонии и оперы были такими длинными. На вебинаре рассмотрим основные музыкальные жанры прошлого и разберёмся, как их слушать, чтобы получать удовольствие. Например, выясним, как устроена форма симфонии, и научимся «читать» её, как книгу. А ещё узнаем: Как понять эмоциональный сюжет симфонии; Чем по смыслу и содержанию различаются симфонии эпохи классицизма и эпохи модерна; Как работают такие формы, как соната, концерт, вариации и фуга; Что такое полифония и как слушать полифонические произведения эпохи Барокко; Что случилось с классическими формами музыки в XX веке и почему сейчас мы их практически не используем.
  3. Слушая произведение в исполнении оркестра, мы не всегда задумываемся, почему композитор дал партию тому или иному инструменту. На вебинаре поговорим о том, как сформировался оркестр и какой характер передаёт звучание каждого из инструментов. Узнаем: Как композитор выбирает солирующий инструмент; Как эволюционировали инструменты в составе оркестра и какие из них остались в прошлом; Почему партия кларнета пишется не из тех нот, которые реально звучат в произведении; При помощи каких жестов общаются оркестранты во время концерта и зачем валторнисты трясут свои валторны в перерывах; Зачем нужен дирижёр и как измерить его мастерство.
  4. Композиторы XX века сделали что-то странное. Их музыку, которую мы называем авангардной, слушать трудно и неприятно. На вебинаре узнаем, почему так происходит и как правильно воспринимать авангардную музыку. Выясним, какие смыслы можно вычленить в таких тяжёлых мелодиях, и научимся отличать на слух музыку модерна, постмодерна и метамодерна. Узнаем: Почему музыка авангарда часто неприятна для слуха; Как на организм человека воздействуют консонансы и диссонансы; Как музыка менялась от модерна к постмодерну и от постмодерна к метамодерну; Как Вагнер сломал классическую гармонию; Почему считается, что XX век в музыке начался в 1913 году.
  5. Джаз и блюз — это не классика, но и не эстрада. Слушать такую музыку и приятно, и трудно одновременно. На вебинаре разберёмся, из чего же состоят джаз и блюз и чем они отличаются друг от друга. Увидим, как джаз повлиял на классическую музыку XX века. Узнаем: Что такое джазовый стандарт и блюзовая гамма; Как строятся основные джазовые аккорды и по каким законам они соединяются; Как устроена совместная джазовая импровизация; Чем джаз отличается не только от блюза, но и от классической и эстрадной музыки; Как на человека влияют жёсткие и непонятные аккорды.
  6. Несмотря на внешнюю простоту формы, рок-музыка — это настоящее поле для экспериментов с гармонией, ладами, ритмами и тональностями. Однако зачастую эти открытия и эксперименты спрятаны за тембром голоса исполнителя и текстом песни. На вебинаре будем изучать рок-музыку так же серьёзно, как классику, и подробно рассмотрим ритмы, гармонические ходы и лады, которые в ней используют. Узнаем: Как отличать на слух один вид рока от другого; Чем аккорды в роке отличаются от аккордов в классической и эстрадной музыке; Как на нас воздействуют аккорды и ритмы из самых известных рок-композиций; Как Том Йорк (Radiohead) экспериментировал с аккордами, Земфира — с ритмом, а Фредди Меркьюри (Queen) — с тональностями.
  7. Эстрадная музыка кажется более простой и приземлённой, чем классика или джаз. Но на самом деле, чтобы создать популярный хит и вызвать у слушателя правильные эмоции, автору поп-песни нужно очень хорошо понимать законы гармонии и мелодии. На вебинаре вспомним всё, что узнали на предыдущих вебинарах, и посмотрим, как гармония, лад и ритм работают в поп-музыке. Узнаем: Почему подбор аккордов для поп-песни — это сложная психологическая работа; Что интересного привнесли поп-жанры в эволюцию музыки; Чем эстрадная музыка отличается от рок-музыки с точки зрения аккордов и ладов; Как устроены популярные мелодии и из каких элементов они состоят; На какие разделы делятся поп-песни и каким целям служат эти разделы.

Преподаватели

Анна Виленская
Композитор, пианистка и популяризатор классической музыки. Сооснователь и руководитель Открытого Музыкального лектория. Окончила Санкт-Петербургскую Консерваторию имени Римского-Корсакова (факультет к...

Другие курсы по этой теме

Помогите нам улучшить наш сервис, поделитесь своим опытом, пройдя небольшой опрос. Он займет у вас не больше 5 минут.
Пройти опрос