Курс «Тур по мировой живописи»

Направление
Искусство
Формат
Видео в записи
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
11
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
Сразу после покупки
Последнее обновление 06.07.2022

О курсе

Изучение истории искусства напоминает путешествие. Мы перемещаемся из античной Греции в Древний Рим, затем — в средневековые Францию и Германию, после — в итальянское и голландское Возрождение. Отдельные страны мы покидаем на века, а до Латинской Америки и США и вовсе не доезжаем. Их живопись мы знаем всего по нескольким ярким авторам.Мы предлагаем по-новому взглянуть на историю живописи и за 11 вебинаров узнать, как развивалось русское, европейское, американское и латиноамериканское искусство на протяжении истории. Один вебинар — одна страна или один регион, и их живопись от древности до современности.

Программа курса

  1. Кажется, история итальянского искусства — это рассказ о сплошных успехах, ведь она открывала что-то новое почти каждое столетие. Имена Леонардо, Микеланджело, Джотто и Бернини у всех на слуху, а поездка в эту страну веками была важной частью обучения художников. Но живопись европейского масштаба была в Италии всегда! На вебинаре поговорим о временах, когда итальянское искусство никто не вспоминал, и поймём, как эти падения чередовались со взлётами. Узнаем:

    Откуда вести отсчёт итальянской живописи и кого называть первыми римскими художниками;
    Каким было средневековое искусство Италии и почему о нём почти не рассказывают;
    Какую революцию в искусстве совершил Джотто;
    Что важнее для итальянского мастера: перспектива, анатомия, декоративные детали или портрет;
    Как отличить венецианскую живопись от флорентийской и какую роль в искусстве играет климат;
    Как несколько десятилетий Высокого Возрождения изменили всё европейское искусство.
  2. К XVII веку из итальянского Возрождения выросли два непохожих стиля: эмоциональное барокко и строгий классицизм. На вебинаре выясним, как бок о бок развивались такие контрастные стили. Поймём, почему в XVIII веке итальянская живопись отошла на второй план. Пройдём через непростой XIX век, в котором итальянское искусство пыталось вернуться на европейский Олимп после периода забвения. И, конечно, увидим, как в XX веке страна стала родиной броского футуризма. Узнаем:

    Получился ли у итальянцев правильный классицизм;
    Какие картины может написать прирождённый скульптор;
    Как один художник придумал новый жанр живописи;
    Почему Караваджо, художника XVII века, можно назвать первым режиссёром;
    Что такое «бедное искусство»;
    Почему футуризм возник именно в Италии;
    Какие современные итальянские художники заслуживают внимания.
  3. Сегодня трудно представить западное искусство без Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. Однако долгое время Испания находилась под влиянием других государств, в стране царил душный климат несвободы, а деятельность художников жёстко контролировала инквизиция. На вебинаре выясним, как в такой атмосфере смогли появиться удивительные по своей силе мастера. Увидим кардиограмму развития и упадка испанского искусства и узнаем:

    Зачем Хусепе Рибера по доброй воле находился в неапольских тюрьмах;
    Как Веласкесу в 24 года удалось стать придворным художником короля;
    Из-за чего король Фердинанд VII заявил, что Франсиско Гойя заслуживает смерти;
    Почему сюрреалисты разругались с Сальвадором Дали;
    Что успел сделать Пабло Пикассо на посту директора музея Прадо;
    Какую картину купил у Хуана Миро американский писатель Эрнест Хемингуэй;
    Что из себя представляет современное испанское искусство в XXI веке.
  4. Латиноамериканская живопись ассоциируется с образами мексиканских художников, супругов Фриды Кало и Диего Риверы. Но ведь Латинская Америка — это 26 стран, на территории которых переплетаются культурные традиций местных жителей, европейцев и африканцев. Каких ещё живописцев подарило миру это культурное разнообразие? Разберёмся на вебинаре. Узнаем:

    Кто и почему назвал это регион Латинская Америка и существует ли латиноамериканское искусство;
    Чем манили европейских художников латиноамериканские страны в XIX веке;
    Почему советского режиссёра Сергея Эйзенштейна интересовала мексиканская графика;
    Как латиноамериканские художники XX века боролись против диктатуры с помощью бутылки «Кока-колы».
  5. В немецком искусстве удивительным образом сошлись противоположности. Здесь прижились суховатый классицизм и эмоциональный романтизм, жёсткое Возрождение и нежное рококо, яростный экспрессионизм и суровый государственный стиль времён Третьего Рейха. На вебинаре выясним, почему одной из самых важных тем в творчестве немецких художников стал апокалипсис, и узнаем:

    Что такое искусство Северного Возрождения и как его понять;
    Какую роль в формировании немецкого искусства сыграла любовь к гравюре;
    Как христианская Германия обожествила природу и как это повлияло на живопись;
    Почему немецкое рококо нужно искать в основном в храмах, а не в дворцах;
    Зачем мастер эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер принёс домой зайца, а художник романтизма Каспар Давид Фридрих поехал смотреть на ледники;
    Кто из художников первым стал изображать батальные сцены;
    Почему Германия так любила плакатное искусство.
  6. Образ Австрии — это роскошные дворцы, в которых звучит музыка Моцарта и Бетховена, причудливые здания Венского сецессиона и кофейни с эталонными десертами. Но Австрия стала одним из культурных центров Европы не только благодаря музыке и архитектуре — в этом есть и заслуга живописи! На вебинаре откроем для себя работы экспрессионистов Эгона Шиле и Оскара Кокошки, картины мастера венского модерна Коломана Мозера и десятков других самобытных художников. И, конечно же, поговорим о главной австрийской звезде — Густаве Климте. Узнаем:

    Что такое Дунайская школа живописи и как художники этой школы в XVI веке создавали драматичные и романтические пейзажи;
    Каким художники стиля бидермайер показывали мир маленького человека в XIX веке;
    Как Густав Климт, напоминавший неуклюжего медведя, стал создателем самых изысканных и эротичных женских образов;
    Почему австрийский модерн задавал тон всему европейскому искусству;
    Какое место современные австрийские художники занимают в европейском искусстве.
  7. Британские культура и искусство вызывают так много ассоциаций, что живопись среди них иногда теряется. В то же время именно в Великобритании создавали картины, изысканную мебель и ткани прерафаэлиты, писал пейзажи Уильям Тёрнер и изучал человеческое тело Фрэнсис Бэкон. На вебинаре проследим 500 лет истории английской живописи от портретов королевы Елизаветы до поп-арта. Выделим её самобытные черты и оценим вклад в мировое искусство. Узнаем:

    Почему Елизавета I, судя по портретам, никогда не старела;
    Какие жанры характерны для британской живописи, а какие прижились в ней с трудом;
    Почему большинство соседей знали Уильяма Тёрнера как моряка;
    Какая картина вызвала такой скандал, что её сняли с выставки и привезли показывать лично королеве Виктории;
    Почему художники Лондонской школы вернулись к изображению реальности в эпоху абстракции;
    Как Дэвид Хокни стал самым дорогим художником современности.
  8. Нидерланды по праву можно назвать страной художников. Почти в каждую эпоху в этом маленьком по площади государстве появлялся мастер, которого теперь считают звездой первой величины. В XV веке там работали Ян ван Эйк и Иероним Босх, в XVI — Питер Брейгель (даже два: Старший и Младший), в XVII — Рембрандт и Вермеер, в XIX — Винсент Ван Гог и Пит Мондриан. На родной земле они не просто писали картины, они познавали тихий и уютный голландский мир, в котором смогла отразиться вся вселенная. На вебинаре попробуем найти общее в картинах этих художников, почувствовать дух голландского искусства и понять, как оно веками влияло на всю Европу. Узнаем:

    Как же всё-таки правильно говорить: «голландская живопись» или «нидерландская», и при чём здесь Пётр I;
    Чем голландское Возрождение отличалось от итальянского;
    Что означают совы на картинах Босха и свечи на картинах Ван Эйка;
    Сколько загадок скрывают картины Брейгеля Старшего и можно ли разгадать их все;
    Кто такие малые голландцы и как светская жизнь вытеснила религию в сюжетах их картин;
    Почему Вермеер писал своих героев в одних и тех же интерьерах;
    Можно ли считать Ван Гога голландским художником, если свои главные шедевры он создал во Франции;
    Как работы нидерландца Пита Мондриана в 1937 году попали на выставку «Дегенеративного искусства» в Третьем Рейхе.
  9. Мы знаем Францию как страну искусств и центр притяжения художников всего мира. Из Испании за вдохновением сюда приезжал Пикассо, из Нидерландов — Ван Гог, из России — Репин, Шагал и многие другие. Здесь рождались революционные стили искусства, а коллекционеры открывали новые имена. На вебинаре выясним, как Париж завоевал статус столицы живописи, и узнаем:

    Кто из французских монархов начал коллекционировать живопись и почему Людовика XIV считают покровителем искусств;
    Имеет ли отношение романтика к стилю живописи романтизм;
    Как импрессионизм перевернул мир искусства и какую роль в этом сыграл писатель Эмиль Золя;
    Какие французские мастера продавали воздух вместо картин;
    Как живопись вдохновляла французское сопротивление в годы Второй мировой войны;
    Какими идеями живут парижские художники последние 30 лет.
  10. До конца XVII столетия в России не было другого искусства, кроме религиозного. Но с появлением светской живописи русское искусство буквально за 200 лет проделало путь от первых масляных портретов и пейзажей до авангарда с отказом от изображения реальности на холсте. На вебинаре проследим главные этапы развития русской живописи и попытаемся ответить на вопрос, в чём же заключается его самобытность. Узнаем:

    Почему Андрей Рублёв стал самым известным русским иконописцем;
    Кто изображён на первых русских портретах;
    Какой художник стал любимцем Петра I;
    Как связана картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» с войной 1812 года;
    Почему творчество Репина называют «энциклопедией русской жизни»;
    С чего начался русский авангард и какие новые «измы» придумали авангардисты;
    Как изменилась роль художника в советский период и как живопись разделилась на соцреализм и неофициальное искусство;
    Как выглядит современное российское искусство и кто его представляет.
  11. Искусство США долгое время воспринималось как второстепенное. Лишённое собственных традиций, школ и меценатов, оно шло по пути европейского. Однако в XX веке всё изменилось. В 1950-е об абстрактном экспрессионизме заговорили как об истинно американской живописи, а появившийся в то же время поп-арт выразил суть американской мечты. На вебинаре выясним, как США нашли свой стиль в живописи. Узнаем:

    Почему Джорджию О'Кифф называют матерью американского модернизма;
    Как картины Джексона Поллока связаны с живописью песком индейского племени навахо;
    Почему представителя поп-арта Роя Лихтенштейна называли «худшим художником Соединённых Штатов»;
    Что такое живопись цветового поля и живопись жёстких контуров и как их различать;
    Зачем фотореалисты создают картины, которые трудно отличить от фотографии;
    Исчерпала ли живопись себя и куда развиваться искусству в эпоху «после живописи».

Преподаватели

Наталья Вострикова
Преподаватель истории искусства Института славянской культуры МГУДТ и Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).
Мария Мороз
Методист просветительских программ в Московском музее современного искусства. Работала редактором в Третьяковкой галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма (сокуратор в...
Юлия Воротынцева
Куратор выставок, посвящённых отечественному искусству второй половины ХХ века: «Гиперреализм: когда реальность становится иллюзией» (2015); «Оттепель» (2017); «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» (2020).
Полина Токмачёва
Кандидат искусствоведения, лектор-искусствовед Пушкинского музея, старший преподаватель МГУ им. Ломоносова.
Обладатель гранта Академии наук. Состоит в межинститутской научной группе «Европейский символизм и модерн».
Полина Рудь
Искусствовед, создатель школы испанского языка, автор инстаграм блога про культуру Испании и Латинской Америки

Другие курсы по этой теме