Курс «Театр: история и современность»

Направление
Другое
Формат
Видео в записи
Домашние задания
Нет
Итоговый экзамен
Нет
Количество уроков
6
Документ об обучении
Нет
Обратная связь
Есть
Доступ
Сразу после покупки
Последнее обновление 06.07.2022

О курсе

В традиционном театре — скучно, в современном — ничего не понятно. Но так может показаться только на первый взгляд. Чтобы понимать театр, важно знать, как он развивался и почему пришёл к современному виду и форме.

На курсе научимся ориентироваться в разнообразии режиссёров и методов, чтобы познакомиться с лучшим и найти своё. Изучим историю театра и узнаем, какую роль в развитии театрального искусства сыграли Софокл, Шекспир, Станиславский и Уилсон. Научимся понимать спектакли без слов, актёров и даже сюжета.

Программа курса

  1. Чтобы понять сегодняшний театр, полезно знать, как развивалось театральное искусство. На вебинаре мы узнаем, что ставили в античных амфитеатрах и на средневековых рыночных площадях. Поговорим об итальянском народном театре и разберём особенности театра эпохи классицизма. Узнаем:

    Какой была роль хора в театре Древней Греции и почему комедия считалась низким жанром;
    Как средневековые карнавалы помогали людям освободиться от рамок религии;
    Как Шекспир произвел театральную революцию и в чём особенность театра «Глобус»;
    Что такое комедия дель арте и как устроен театр масок;
    В чём особенность произведений Мольера и что такое комедия положений и комедия характеров.
  2. В конце XIX века произошёл переломный момент в истории театрального искусства — появился режиссёр, который почти сразу стал главной фигурой драматического театра. На втором вебинаре выясним, почему появилась потребность в этой профессии. Попробуем разобраться, почему режиссёр стал художником, а не только организатором театрального процесса. А ещё ответим на вопросы:

    В чём феномен системы Станиславского;
    Какие эксперименты проводил Мейерхольд и почему он уделял столько внимания форме;
    Как вышло, что все, что шокирует нас в современном театре, было придумано футуристами в первой половине ХХ века;
    Как устроен эпический театр и что такое отстранение;
    Почему для Антонена Арто акт творения — жестокость;
    Что такое европейская театральная революция 60-х, и по каким законам существует постдраматический театр.
  3. Российский театр переживает ренессанс: каждый сезон выходят десятки новых постановок, из которых тяжело выбрать главное. На вебинаре обсудим особенности современной российской театральной системы, узнаем, кого можно назвать трендсеттерами и как меняется понимание театра в последние годы. А ещё разберемся:

    В чём особенность репертуарного театра и почему он определяет российскую театральную систему;
    Как устроен театр режиссёрской интерпретации от Римаса Туминаса до Андрея Могучего;
    Каким бывает «другой» театр и в чём особенности документального, визуального и инклюзивного направлений;
    На какие спектакли молодых режиссёров стоит сходить, чтобы быть в курсе трендов;
    Зачем нужны театральные фестивали и за какими российскими фестивалями стоит следить.
  4. На четвёртом вебинаре поговорим о ярких направлениях и представителях европейского театра, узнаем, почему многие режиссёры отказываются от нарратива и проводят эксперименты с формой, и где в России можно увидеть лучшие европейские постановки. А ещё разберёмся:

    Почему визуальный театр становится всё популярнее и какой вклад в него сделали Боб Уилсон и Димитрис Папаиоанну;
    Как Кэти Митчелл сделала видео не просто приёмом, а смыслообразующим элементом спектакля;
    По каким законам работает композиторский театр Кристофа Марталера и Хайнера Гёббельса;
    Что такое новая телесность и как её используют Ромео Кастеллуччи и Ян Фабр;
    Чем спектакли Саймон Стоуна похожи на сериалы HBO.
  5. Зрители становятся участниками представлений, спектакли можно смотреть в Zoom, а вместо бинокля предлагают VR-очки. Что дальше? Пятый вебинар посвятим новаторским постановкам и форматам. Узнаем, как театр выходит за свои пределы, зачем режиссёры используют современные технологии в своих экспериментах. Обсудим:

    В чём суть Site Specific и как замысел спектакля рождается от пространства;
    Как человек превращается из зрителя в активного участника постановки;
    В чём разница между интерактивным и иммерсивным театром;
    Почему лазерный свет, объёмный звук, технологии 3D и VR используют в театре;
    Как устроены спектакли внутри компьютерных игр, в Zoom и в формате подкастов.
  6. Часто нас трогает тема спектакля или интригует форма постановки. Но так же часто не хватает слов, чтобы объяснить, что именно так понравилось (или не понравилось). На шестом вебинаре научимся «разбирать» спектакль на составляющие и смотреть на него глазами создателей. Исследуем спектакли с разных точек зрения:

    Драматург: как эпоха создания и жанр влияют на текст;
    Режиссёр: как понять замысел и режиссёрские решения;
    Художник: как формируются образ и атмосфера спектакля;
    Композитор: как устроена звуковая среда спектакля;
    Хореограф: как понимать язык тела;
    Артист: что такое линия роли артиста в спектакле и как разные линии объединяются в актёрский ансамбль.

Преподаватели

Елена Ненашева
Режиссёр, номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска» 2020

Другие курсы по этой теме